
Данная статья предназначена для всех инвалидов, проживающих в многоквартирных домах, которые столкнулись с необходимостью оборудования общего имущества и испытывающие необходимость в освещении действующих законодательных норм и возможных способах защиты своих прав, представителям инвалидов, общественным объединениям инвалидов, представителям региональной и муниципальной власти.
Современное российское законодательство, регулирующее вопросы доступной среды, основано на нормах международного права. Не является исключением и обустройство многоквартирного дома и прилегающей к нему территории элементами безбарьерной среды.
Основополагающим международным документом в этой сфере является Конвенция о правах инвалидов, подписанная от имени Российской Федерации 24 сентября 2008 года.
Основные положения Конвенции касаются исключения какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности, а также возможности наравне с другими гражданами пользоваться объектами связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Равенство в данном случае подразумевает возможность выбора таких объектов, а не только возможность пользоваться небольшим количеством специально оборудованных. Проще говоря, инвалид должен иметь выбор при принятии решения каким объектом пользоваться.
Россия ратифицировала положения Конвенции в мае 2012 года, тем самым в полной мере взяв на себя обязательства перед гражданами своей страны и международным сообществом поднять уровень жизни инвалидов на новый качественный уровень.
Во исполнение Конституции в 1995 году был принят Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Действующая редакция статьи 15 закона предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов власти обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к которым законодатель относит в том числе и жилые здания.
«Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере уста- новленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкуль- турно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам»
Кроме этого в этой статье установлено, что:
«Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются».
В декабре 2014 года Президентом России был подписан Федеральный закон № 419- ФЗ, который внес ряд существенных изменений в законы, регулирующие правоотношения в сфере социальной защиты инвалидов.2 Принятие изменений было обусловлено объективной необходимостью приблизить положения Конвенции к условиям российской действительности.
Ряд нововведений коснулся вопросов обустройства и приспособления общего имущества в многоквартирных домах для инвалидов.
Статья 2 Жилищного кодекса была дополнена пунктом 5.1, который обязывает органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивать «инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах».
Среди них изменения в:
Постановление Правительства РФ N 491 | Постановление Правительства РФ N 290 |
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме включают в состав общего имущества все конструкции и оборудование, которое обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов в помещения МКД, обязывает содержать такое имущество в надлежащем состоянии, а также приравнивают акты осмотров и проверок конструкций и оборудования для инвалидов к технической документации на МКД. | Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме дополнен нормой о проверке состояния, а при необходимости ремонта оборудования, предназначенного для обеспечения доступности помещений для инвалидов и МКД. Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывают обслуживающие организации при определении состава работ учитывать оборудование для инвалидов. |
Для того чтобы Правила «заработали» в полной мере, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ разработали в 2016 году следующие документы:
- форму акта обследования жилого помещения, общего имущества. Разработан и действует с 27 января 2017 г. (Приложение 5)
- формы заключений о возможности или об отсутствии возможности приспособления помещения и общего имущества. Разработаны и действуют с 28 января 2017 г. (Приложения 6 и 7)
- форму решения об экономической целесообразности реконструкции (капитального ремонта) МКД с целью обустройства для инвалида его жилого помещения и общего имущества
- правила проведения проверки такой целесообразности
Регионам в свою очередь необходимо определить координирующий орган на уровне регионального правительства (администрации), сформировать региональные комиссии по обследованию жилищного фонда, принадлежащего региону, разработать план мероприятий по приспособлению такого фонда. Муниципальным образованиям – сформировать муниципальные комиссии по обследованию частного и муниципального жилищного фонда, разработать план мероприятий по приспособлению такого фонда.
Проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать:
- досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
- безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.»
СП 59.13330.2016 – актуализированный СНиП, пункт 1.1. указывает: «Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее – маломобильных групп населения – МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).»
Термины «разумное приспособление» и «универсальный дизайн», используемые в указанном своде правил, обозначают основные принципы обеспечения доступности, сформулированные в Конвенции о правах инвалидов:
- «разумное приспособление» означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод»;
- «универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна.
«Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.»
Универсальный дизайн подразумевает проектирование зданий и пространств населённых пунктов, которые изначально являются подходящими для использования инвалидами и гражданами из МГН без необходимости дополнительных адаптаций и приспособлений в дальнейшем.
Принцип «разумное приспособление» говорит о том, что в случае если отсутствует возможность приспособления уже построенных зданий, сооружений и их частей в соответствии с утвержденными нормативами, то в этом случае возможно применение приспособлений и устройств, которые не соответствуют параметрам, но позволяют инвалиду воспользоваться зданием, сооружением наравне с гражданами не инвалидами.
Таким образом, принцип «универсальный дизайн» относится к проектированию, а принцип «разумное приспособление» – к адаптированию уже построенного.
В отношении многоквартирных домов, где проживают инвалиды, Правилами 649 утверждены нормативы, на соответствие которым специально созданные комиссии должны проводить обследование как жилого помещения, так и общего имущества в доме. В результате должно быть принято решение либо об обустройстве по четко определённым параметрам, либо о невозможности обустройства, что будет являться основанием для признания помещения непригодным для проживания инвалида с принятием мер по его дальнейшему переселению. К тому же в процитированном тексте свода правил речь идёт о применении принципа «разумного приспособления» в отношении мероприятий по реконструкции или капитальному ремонту, однако установка пандуса не всегда требует таких существенных преобразований конструкций. Поэтому вопрос пределов применения принципа «разумное приспособление» в отношении МКД и его уместность в ситуации, когда нормативно определены основные параметры, остаётся открытым.