Авторская мастерская

Zakaz@potrus.ru
Продукция
Монтаж
Статьи
Ремонт
Документы
Доставка
Контакты

Инвалид-колясочник сталкивается с рядом проблем при обустройстве многоквартирного (далее МКД) дома «устройствам доступности», среди которых можно выделить следующие:

  • отсутствие технической возможности установки подъёмников, пандусов, специальных приспособлений, обеспечивающих въезд в подъезд, максимально беспрепятственное передвижение от входной группы подъезда до квартиры и обратно по лестничным клеткам, коридорам, лифтам;
  • проблемы организационного характера: активное сопротивление соседей, отсутствие предусмотренного региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления плана мероприятий по обследованию помещений, а при наличии такого плана и обследованных МКД – отсутствие оперативного принятия решений по плану мероприятий  обустройства МКД;
  • отсутствие профессионального сопровождения всех процедур по адаптации МКД со стороны экспертов в вопросах доступной среды, выступающих от лица общества инвалидов;
  • проблемы финансового характера, когда региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления не финансируют мероприятия и не предусматривают достаточных средств в соответствующих бюджетах.

Каждый из этих вопросов по отдельности является серьёзным препятствием в процессе обустройства безбарьерной среды.

На основании Правил 649, Положения о признании помещения непригодным для проживания вопрос с обустройством общего имущества в МКД для обеспечения потребностей инвалида может быть разрешен следующим образом:

1)   когда МКД (жилое помещение инвалида) может быть   приспособлено:

  1. «минимальный план мероприятий» (пп. «а» п.14 Правил обеспечения доступности): только жилое помещение за счет бюджета;
    1. «оптимальный план мероприятий» (пп. «б» п.14 Правил обеспечения доступности): общее имущество (подъезды, лестничные клетки, входные группы) может финансироваться за счет бюджета в случае наличия технической возможности без реконструкций, капремонта, либо с реконструкцией, ремонтом при наличии экономической   целесообразности  обустройства;
    1. «максимальный план мероприятий» (пп. «в» п.14 Правил обеспечения доступности): жилое помещение и общее имущество (подъезды, лестничные клетки, входные группы) за счет инвалида, спонсоров.

2)   когда МКД не подлежит приспособлению:

  • при отсутствии технической возможности, когда отсутствует экономическая целесообразность реконструкции, ремонта. Инвалид подлежит переселению в результате признания помещения непригодным для проживания инвалида на основании п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47);
    • инвалид подлежит переселению на общих основаниях в результате признания межведомственной комиссией, сформированной в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания на основании п. 54 в результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Пример
   Никто, наверное, не даст более правильного совета инвалидам чем сам инвалид, столкнувшийся с необходимостью установки пандуса и потративший только на переписку с управляющей организацией не один год. Пример инвалида-колясочника, руководителя учебно-ресурсного центра «Доступная среда» из Воронежа Александра Попова яркое тому подтверждение: «За три года переписки с управляющей компанией и другими инстанциями у меня скопилась огромная папка отписок. Даже когда районная управа обязала управляющую компанию сделать мне пандус, последняя не пошевелилась. Пришлось обратиться в суд. И даже в процессе монтажа мне пришлось четыре раза останавливать работы: несмотря на чёткий и ясный проект, управляющая компания пыталась сделать как попроще и подешевле». Вот пошаговый алгоритм реализации «максимального перечня мероприятий» от Александра: «Первое – залезть в интернет и посмотреть, какие существуют в мире пандусы, какими нормами и правилами регулируется их создание в России. Второе – обратиться в местное отделение общества инвалидов с вопросом о том, кто может помочь сделать проект реконструкции подъезда, квартиры. Дело в том, что с такими вопросами руководители обществ инвалидов достаточно часто сталкиваются и вполне возможно у них уже существует рабочий алгоритм их решения. В некоторых обществах существуют специализированные отделы со своими проектировщиками, либо привлекаемыми со стороны. Причем надо учитывать, что стоимость таких проектных работ обычно либо невысока, либо равна нулю. Например, в Воронеже стоимость проекта не превышает пяти тысяч рублей. В случае если общество инвалидов вам отказало в такого рода помощи, попробуйте обратиться с просьбой о содействии в проектные организации вашего города, либо в строительные вузы. Уверен, студенты смогут вам создать хороший проект, причем бесплатно. Для них это будет отличной практикой. Третье – обратиться в несколько компаний, занимающихся изготовлением и монтажом пандусов, с просьбой определить по уже созданному проекту стоимость работ и материалов. Попросить подготовить их коммерческое предложение. Четвертое – законодательство позволяет производить работу по установке пандуса без согласования с жильцами, но я бы подстраховался. Нужно сделать опросный лист, приложить к нему готовый проект и пройтись по соседям. Даже если в вашем доме найдутся неадекватные люди, основная масса жильцов не будет против удобной правильной конструкции. Более того, это согласование поможет вам в будущем требовать от управляющей компании покраски пандуса (его ремонта), восстановления путей движения к нему. Шаг пятый – я бы обратился в управляющую компанию. Часто у неё есть внутренние ресурсы, чтобы сделать пандус, и, возможно, если дать нормальный чертёж и проконтролировать ход работ, она всё сделает правильно. Также, я бы написал в управу вашего района с просьбой о содействии. Уверен, они не оставят без внимания ваше заявление.

Правила обязывают органы власти обеспечить элементами доступной среды за счёт бюджета только квартиру (жилое помещение) инвалида.

При необходимости обустройства общего имущества МКД (подъездов, лестничных клеток, входных групп) комиссия, производящая обследование помещения инвалида имеет право принять решение о проведении тех или иных работ для приведения общего имущества в соответствие с требованиями раздела III Правил и определить «оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов». Наиболее разумным подходом при определении такого оптимального перечня видится учёт мнения эксперта в вопросах доступной среды, выступающего от лица общества инвалидов, который может входить в состав комиссии ещё на стадии её формирования. В таком случае есть надежда, что процесс обустройства общего имущества с самого начального этапа и до момента ввода в эксплуатацию пандуса (подъёмника) пройдёт с учетом потребности инвалида и всех требований законодательства.

Комиссия имеет право определить «максимальный план мероприятий», если инвалид сам желает профинансировать работы, знает сам какие конкретно работы и механизмы ему необходимы и готов выступать заказчиком, как в примере Александра Попова из Воронежа.

Ещё одна немаловажная проблема в вопросах обустройства доступной среды в МКД – случаи активного воспрепятствования обустройству самими жильцами дома. Есть надежда, что Правила 649 поспособствуют исправлению ситуации и придадут всему процессу обустройства дома законный и стройный порядок, который будет исключать возможность любых притеснений.

Город Москва. Квартира инвалида-колясочника находится на 11-м этаже МКД. Кабина лифта позволяет разместиться коляске, но несколько ступенек от входной двери в подъезд до дверей лифта являются непреодолимыми без посторонней помощи и для беспрепятственного прохода необходимо оборудовать это расстояние подъемником. Департамент труда и соцзащиты города Москвы был готов установить подъемник, однако настоящей проблемой стало получение согласия от жильцов дома. Обсуждение между жильцами о необходимости установки идёт с 2011 года и до настоящего времени согласия не получено. Управляет общим имуществом дома жилищно-строительный кооператив.

Вот типичные истории, с которыми сталкиваются инвалиды.

Можно предположить, что подобное поведение соседей может быть связано с опасениями по поводу появления дополнительных препятствий для жильцов в процессе использования лестниц, лифтов, дверей, а также с возможными, но не обязательными, дополнительными расходами жильцов на обслуживание пандусов (подъёмников) как элементов общего имущества по строке расходов «содержание и ремонт».

На самом же деле такие опасения не всегда оправданы и часто не имеют под собой достаточных оснований. Современные технологические решения позволяют снизить возможный дискомфорт от установки подъемника или пандуса практически до нуля.

Ситуация, описанная в примере из Москвы, подразумевала установку подъемника, конструкцией которого предусмотрен монтаж основных направляющих рельс к потолку лестничных маршей, а не к полу или ступеням лестницы.